Примером отношений паразит хозяин служат отношения между

примером отношений паразит-хозяин служат отношения между1) лишайником и березой2) раком-отшельником и актинией3) аскаридой и человеком4) лягушкой и комаром

Примером отношений паразит хозяин служат отношения между

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Page 3

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Page 4

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Page 5

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Page 6

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Page 7

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Page 8

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Page 9

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Page 10

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Page 11

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Page 12

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Page 13

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Page 14

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Page 15

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Page 16

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Page 17

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Page 18

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Page 19

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

0

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

1

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

2

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

3

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

4

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

5

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

6

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Источник: https://znanija.site/biologiya/28400016.html

Пси-паразитология: хозяин и паразит

Примером отношений паразит хозяин служат отношения между

Паразит и Хозяин. Эти люди оказываются рядом неслучайно. Их связывают глубокие, невидимые нити, прочно удерживающие их друг с другом. В этой статье психолог Геннадий Малейчук даст ответы на такие вопросы: Каков психологический портрет Паразита и Хозяина? Что их привлекает друг к другу и удерживает рядом? Какие жизненные задачи они решают в этих отношениях? 

Занимаясь исследованием взаимоотношений в процессе психотерапии, я часто встречаюсь с феноменом комплементарности – вариантом своеобразного психологического симбиоза в паре. Типичным примером такого симбиоза являются браки с отношениями эмоциональной зависимости,

Прикладная пси-паразитология 

Довольно часто в работе с клиентами, обратившимися на терапию с запросом проблемных отношений с партнером, в моем сознании всплывает метафора из биологии, отражающая суть взаимодействия в паре Паразит-Хозяин. Это вид взаимосвязей между различными видами, при котором один из них – паразит – определённое время использует другого – хозяина – в качестве источника питания и среды обитания.

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

Далее по тексту я буду условно называть участников подобного рода человеческого взаимодействия в паре метафорично – Паразит и Хозяин. В психологии такую парочку обычно называют Жертва и Спасатель. Моя аналогия, несмотря на ее неблагозвучность, кажется мне более точной.

Как правило с запросом на терапию обращается Хозяин. Суть предъявляемых им жалоб можно определить как использование его  партнером – Паразитом.

Характерная особенность такого взаимодействия – несмотря на очевидное и осознаваемое Хозяином  его использование Паразитом, он тем не менее не может с ним расстаться.

Варианты пар при этом могут быть самые различные: супруги, любовные партнеры, бизнес-партнеры, родители-взрослые дети.

В своей статье я попытаюсь ответить на следующие вопросы:

Каков психологический портрет Паразита и Хозяина? Что их привлекает друг к другу и удерживает рядом? Какие жизненные задачи они решают в этих отношениях? Есть ли шанс прекратить или изменить эти отношения? Когда появляется этот шанс?

Какие есть пути выхода из «ловушки комплементарности» для Паразита и Хозяина?

Пси-портрет Паразита

Паразит в биологии – это организм, живущий на поверхности или внутри другого организма и питающийся за его счёт. И в этом его суть. Наиболее яркими  чертами пси-Паразита являются следующие:

  • Психологическая инфантильность, личностная незрелость, которая проявляется в определенных чертах и способах контакта с миром и людьми, описанными ниже;
  • Склонность к манипуляциям в отношениях. Чаще всего инструментами манипуляции Паразита выступают обида и вызывание жалости к себе для поддержания у Хозяина чувств вины, долга и ответственности;
  • Непринятие ответственности за себя и свою жизнь и ее переадресация партнеру. Паразит всячески избегает личной ответственности, перекладывая ее на Хозяина;
  • Слабое Я. Неспособность к волевым действиям и Я-усилиям. Невозможность ставить цели и достигать их, реалистично планировать свою жизнь;
  • Преобладание детской «сказочной» картины Мира. Ожидание чуда, жизнь в иллюзиях, расчет на халяву.
  • Вера в то, что кто-то или что-то изменит его жизнь к лучшему;
  • Пассивное отношение к жизни, неспособность и нежелание что-либо предпринимать для ее изменения, проявляющееся в установке: «Не мы такие – жизнь такая!»

Пси-портрет Хозяина

Хозяин в биологии – это организм, предоставляющий свои жизненные ресурсы для паразита. В человеческих отношениях Хозяин характеризуется следующим:

  • Повышенное чувство вины и ответственности. Готовность в отношениях вваливаться в вину и брать ответственность за своего партнера и за его жизнь;
  • Неспособность противостоять манипуляциям партнера. Повышенная готовность вестись на апелляции к слабости, неспособности, ущербности партнера;
  • Проблемы с агрессией. Нечувствительность или слабая чувствительность к агрессии и невозможность проявить ее в отношениях;
  • Проблемы с психологическими границами. Нечувствительность к границам территории своего Я и/или неспособность их защитить в случае вторжения психологического агрессора в пространство Я;
  • Слабая чувствительность к потребностям своего Я. Отсутствие понимания своих жизненных целей, задач, жизненных смыслов. Поиск смысла своей жизни в жизни для другого;
  • Повышенная толерантность к психологическому насилию. Удивительная способность длительно пребывать в токсичных отношениях.

Внешне портрет Хозяина выглядит более социально приемлемым. Да и само слово Хозяин звучит более благозвучно, чем Паразит. Однако нам важнее психология выделенных персонажей вне социальных и моральных оценок. При таком подходе становится очевидно, что и тот, и другой варианты являют собой примеры дисгармоничности и дефицитарности Я.

Отношения в паре Паразит-Хозяин

Отношения, несмотря на внешне наблюдаемую очевидную сложность и токсичность, тем не менее, удивительно устойчивы и часто длительны. Ведь эти люди оказываются неслучайно рядом.

Их связывают глубокие, на первый взгляд невидимые нити, прочно удерживающие их друг с другом. Посредством этих странных отношений они пытаются решить свои  ранее нерешенные задачи развития.

И их партнер идеально для этого подходит.

А нерешенные задачи развития у каждого из них  свои.

Для Паразита такой задачей будет максимальное продление детства, своей инфантильной фазы развития. Это «пересосавший» родительской любви, заботы и внимания ребенок.

В своем опыте отношений с родителями, которые всячески старались быть идеальными, он не смог разочароваться в них и пережить фрустрацию  их неидеальности – свергнуть родителей с трона их всемогущества, перестать на них «молиться» и переключиться на собственные ресурсы питания.

 В силу этого он продолжает пребывать в иллюзиях того, что родители, а сейчас уже и все другие люди, подходящие под родительские фигуры, ему должны. Он настойчиво  ожидает от других и в целом от мира дальнейших бесплатных инвестиций в свою жизнь и настойчиво желает брать, ничего не давая взамен.

Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен!

И его партнер-Хозяин с чрезмерной виной и гипертрофированной ответственностью идеально для этого подходит. В его жизненной истории есть место травме привязанности с отвержением, непринятием или обесцениванием.

И он бессознательно сохраняет надежду получить опыт  здоровой привязанности в отношениях с партнером. Однако, его низкая самооценка и ощущение своей неполноценности  не позволяют ему выбирать для близких отношений психологически зрелых и самодостаточных партнеров.

Для этого идеально подходит партнер-Паразит, в контакте с  которым можно избежать встреч со своим страхом брошенности.

Он  создает у Хозяина переживание  нужды в нем настолько, что бросить его ему представляется невозможным: Я ему настолько нужен, что он меня никогда не бросит! Все это переживается как большая и сильная любовь.

Печальная правда жизни  в том, что ни Хозяин, ни Паразит не могут в этих отношениях решить свои незавершенные задачи развития.

Хозяин, в силу нечувствительности к своему Я  и неспособности к агрессии из-за глубинного и часто неосознаваемого страха быть брошенным, не в состоянии обеспечить в отношениях для Паразита зону его ближайшего развития  и через фрустрацию его ожиданий создать условия для его психологического взросления.

В свою очередь, инфантильный, неспособный к истинной близости Паразит, никогда не сможет «закрыть глубокую рану отвержения» Хозяина и удовлетворить его потребность в здоровой устойчивой привязанности.

Клиент Хозяин в терапии

В основном на терапию, как я уже отмечал, приходит клиент Хозяин.

Хозяин, осознав на первом этапе терапии свою ловушку комплементарности и свой вклад в эти бесперспективные и токсичные для него отношения, тем не менее, продолжает надеяться, что паразит уйдет сам.

Надеждам этим сбыться не суждено. Сам он не уйдет никогда! Это противоречит его сути. Разве, что к другому Хозяину.

Возможность уйти из этих отношений или что-то в них изменить смогут появиться у клиента-Хозяина в процессе  терапии (как правило, достаточно длительной), когда удастся в контакте с терапевтом проработать свои незавершенные задачи развития. И таких задач для терапии оказывается у него не так и мало. Вот лишь основные:

  • Получить в терапевтических отношениях опыт безопасной привязанности и принятия;
  • Повысить и укрепить свою неустойчивую самооценку;
  • Вернуть чувствительность к своему я и его потребностям;
  • Осознать, присвоить и научиться управлять своей агрессией;
  • Осознать границы своего я и научиться их отстаивать;
  • Выстроить перспективу своего развития через осознание своих потребностей, ценностей, обнаружение своих смыслов.

Проработка в терапии этих задач дает возможность Хозяину изменить характер этих патологических отношений либо завершить их.

Клиент Паразит в терапии

Обращение за психотерапевтической помощью таким клиентом представляется мне скорее исключением.

Непережившие в отношениях с родительскими фигурами опыт фрустрации, эти уже физически взрослые люди оказываются в итоге психологическими детьми, инфантильными, с несформировавшейся волей, с неразвившейся эмпатией, неспособные к Я-усилиям. Это сильно снижает их шанс на исцеление.

Такие люди, как правило, не доходят до психотерапии, оставаясь в позиции потенциальных клиентов. Обычно они активно жалуются на жизнь и других людей, в том числе и на психотерапевтов, на различных психологических форумах.

Психотерапевтов они обвиняю в безразличии, бесчувственности, бездушии и цинизме, пытаются упрекать и стыдить в жадности,  в том, что они не «лечат» бесплатно,  манипулируя при этом клятвой Гиппократа.

Тем самым они пытаются манипулятивно развести терапевта на жалость, включить в нем Спасателя, и переложить на него всю ответственность за свою жизнь и свои проблемы.

Если все же такой клиент пришел на терапию и готов допустить хотя бы минимальный свой вклад в имеющиеся у него проблемы, то его ждет терапия взросления. Она непростая и не быстрая. Как, впрочем, и сам процесс естественного взросления.

Клиент-Паразит будет ожидать от терапевта того же, что и от своего партнера-Хозяина. В процессе терапии он будет автоматически прибегать к различным манипулятивным уловкам для того, чтобы избежать личной ответственности, пытаясь возложить ее на терапевта. (см.

статью Большой ребенок…)

Такие клиенты вызывают у терапевта противоречивые чувства: от раздражения до сочувствия. На поверхности лежит раздражение, глубже – сочувствие.

Это внешне взрослые люди, но внутренне, психологически, они дети. Они не заметили, как у них выросли настоящие взрослые зубы.

И они уже могут активно «вгрызаться ими в окружающий мир, пробуя его на вкус», но они по-прежнему пытаются кусать ими грудь, которая их кормит.

Подписывайтесь на наш канал VIBER!

Основные задачи развития:

Цель –  психологическое взросление, которое становится возможным при условии решения следующих задач:

  • Переживание и проживание опыта фрустрации;
  • Разочарование и избавление от иллюзий;
  • Формирование активной и ответственной жизненной позиции;
  • Коррекция картины мира от детской, сказочной в сторону более реалистичной, взрослой.

Терапия такого клиента – это терапия дефицита. А она намного сложнее.

Приходиться взращивать у клиента в терапевтическом контакте те качества, которые оказались в процессе его жизнедеятельности не активированы и не развиты: эмпатия, воля, ответственность.

Задача непростая, но при хорошей мотивации клиента и высоком профессиональном уровне и богатом опыте терапевта вполне решаемая.

Любите себя, а остальные подтянутся!опубликовано econet.ru.

Геннадий Малейчук

Задайте вопрос по теме статьи здесь

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание – мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: https://econet.ru/articles/psi-parazitologiya-hozyain-i-parazit

Взаимоотношения между организмами

Примером отношений паразит хозяин служат отношения между

Мириады живых существ в экосистеме находятся в неисчислимом количестве связей с другими существами. Это сложнейшая сеть взаимосвязей между организмами обеспечивает устойчивость экосистемы, служит предметом интереснейшей науки – экологии.

Мы коснемся с вами этого уникального, хрупкого мира взаимосвязей живых существ. Среди форм взаимоотношений между организмами выделяют:

  • Симбиоз (греч. symbiosis – совместная жизнь)
  • Форма существования двух организмов, принадлежащих к разным видам. Некоторые организмы-симбионты никак не могут существовать друг без друга – облигатный симбиоз (лат. obligatus – обязанный). Примером облигатного симбиоза могут служить лишайники, организмы, образованные симбиозом гриба и водоросли.Иногда симбиоз между особями возможен, но не является обязательным условием. Если особи могут быть в симбиозе, а могут и поодиночке, то такой симбиоз будет считаться факультативным (франц. facultatif – необязательный).В рамках симбиоза можно выделить мутуализм, комменсализм и паразитизм.

    • Мутуализм (лат. mutual – взаимный)
    • Форма взаимовыгодного облигатного симбиоза. Примером мутуализма могут послужить взаимоотношения между рыбой-клоуном и актинией. Рыба-клоун спасается от врагов среди щупалец актинии, проводит там санитарную обработку: она удаляет из актинии непереваренные остатки пищи, вентилирует воду.Известный пример мутуализма – отношения между раком-отшельником и актинией. Актиния крепится к панцирю рака-отшельника, своими щупальцами обездвиживает мелких животных, таким образом, достает пищу для себя и рака. Рак-отшельник постоянно перемещает актинию, за счет чего вероятность ее встречи с потенциальной жертвой увеличивается.Внутри пищеварительного тракта коровы происходит мутуализм с бактериями. Особая микрофлора заселяет отдел желудка – рубец. Именно здесь целлюлоза, которая не может быть разрушена пищеварительными ферментами коровы, переваривается бактериями-симбионтами. Без бактерий нормальное расщепление целлюлозы невозможно.

    • Комменсализм (лат. com — вместе + mensa — стол, трапеза)
    • Комменсализм – способ симбиоза, при котором один из партнеров (комменсал) возлагает на другого (хозяина) регуляцию своих взаимоотношений с внешней средой. При этом комменсал получает пользу от таких взаимоотношений, а хозяин не получает ни вреда, ни пользы.Примером таких взаимоотношений может послужить “квартиранство”, при котором один из организмов использует другой как жилище: в мантийную полость двустворчатых моллюсков откладывают икринки рыбы-горчаки, благодаря чему развивающиеся икринки надежно защищены раковиной моллюска, но не приносят ни вреда, ни пользы самому моллюску.Также примером является и “нахлебничество”. Под этот термин подпадают отношения между акулой и рыбой-прилипалой. Рыба-прилипала (комменсал) прикрепляется к акуле, преодолевает большие расстояния и питается остатками пищи, расплывающимися в стороны после трапезы акулы.

    • Паразитизм (греч. parasitos – нахлебник)
    • Паразитизм также является способом симбиоза. При этой форме отношений один организм (паразит) использует другой (хозяина) в качестве источника питания (и среды обитания), при этом частично/полностью возлагая на него регуляцию своих отношений с внешней средой.Паразитизм бывает облигатный, в случае если паразит не может жить без хозяина, к примеру, у вирусов. Может быть факультативный, если паразит способен существовать без хозяина: комары, блохи, вши, паразитические черви.

  • Хищничество
  • В современной экологии в понятие хищничества вкладывается форма взаимоотношения, при которой один организм питается органами и тканями другого, при этом между двумя организмами отсутствуют симбиотические связи. То есть они никак не зависят друг от друга.

    Иногда понятие хищничества обобщается, и в него включают плотоядных, растительноядных, всеядных животных и паразитов.

  • Нейтрализм (лат. neutralis – не принадлежащий ни тому, ни другому)
  • При этой форме взаимоотношений виды не оказывают друг на друга практически никакого влияния. Они редко встречаются из-за разности типов питания, экологических ниш.

  • Антибиоз (греч. anti — против, bios — жизнь)
  • Антибиозом называют такие взаимоотношения между видами, при которых один организм ограничивает возможности другого, иногда вплоть до невозможности существования. Выделяют аменсализм, аллелопатию и конкуренцию.

    • Аменсализм (греч. а – отрицательная частица + лат. mensa -стол, трапеза)
    • При аменсализме один вид подавляет другой без извлечения выгоды для себя и без обратного отрицательного влияния с подавляемой стороны. Примерами аменсализма являются высокие широкие кроны взрослых деревьев, которые практически не пропускают свет в подлесок и тем самым угнеют рост молодых растений, мхов.

    • Аллелопатия (греч. allelon – взаимно + pathos – страдание)
    • Аллелопатией называют подавление одного вида организмов другим (и обратное воздействие) вследствие выделения токсичных веществ. Часто встречается у микроорганизмов, грибов.Примером может считаться выделение антибиотиков двумя близкорасположенными бактериями. В этом случае антибиотик каждой бактерии будет замедлять рост и развитие другой, может приводить к гибели.

    • Конкуренция (лат. concurrentia – столкновение)
    • Если у особей, принадлежащих к двум разным видам (или к одному), сходный образ жизни, кормовая база, занимаемая ими экологическая ниша, ограниченные возможности для полового размножения: между ними возникает конкуренция.Особенно часто возникает конкуренция между особями одного вида, ведь их потребности совершенно одинаковы. Недаром самым ожесточенным вариантом борьбы за существование считается внутривидовая борьба.

Источник: https://studarium.ru/article/138

Взаимоотношения «паразит – хозяин»

Примером отношений паразит хозяин служат отношения между

Паразиты это организмы, которые питаются за счет организма‑хозяина. Это очень разнообразная группа организмов (животные, растения, грибы, бактерии), которую изучает специальная наука – паразитология.

Паразиты не убивают хозяина, а длительное время используют его как пищевой ресурс и убежище, лишь сокращая длительность жизни и плодовитость «организма‑дома». Паразиты близки к хищникам‑пастбищникам, но отличаются тем, что если хищник‑пастбищник использует несколько жертв, то паразит связан с одним организмом‑хозяином (а если с несколькими, то меняет их в ходе жизненного цикла).

Различаются следующие группы паразитов.

Биотрофы и некротрофы. Биотрофы всю жизнь питаются за счет живого хозяина, а некротрофы губят его (или часть его тела, например лист растения) и завершают свою биографию как рассматриваемые далее детритофаги.

Микропаразиты и макропаразиты. Различаются по размерам. К микропаразитам относятся вирусы, бактерии, микроскопические грибы и простейшие, к макропаразитам – все прочие.

Истинные паразиты и паразитоиды. Истинные паразиты всю свою жизнь питаются за счет организма‑хозяина (или нескольких хозяев, если в течение жизненного цикла переселяются из организма одного вида в другой).

Паразитоиды (как правило, насекомые) на определенных стадиях жизненного цикла ведут свободный образ жизни (питаются как фитофаги или зоофаги). После этого они откладывают яйца в тело организма‑хозяина, в котором паразитируют личинки. Паразитоиды представляют переход к хищникам.

Насекомые‑паразитоиды используются для биологического метода контроля насекомых‑вредителей в сельском хозяйстве (трихограмма, теленомус‑наездник и др.).

Эндотрофные и эктотрофные паразиты. Эндотрофные паразиты живут внутри организма‑хозяина (глисты в кишечнике позвоночных, стеблевые нематоды в стеблях хлебных злаков), а эктотрофные – на поверхности организма‑хозяина (блохи, вши, клещи и др.).

Особый случай эктотрофного паразитизма – образ жизни карликовых самцов глубоководных удильщиков, которые внедряются острыми зубами в тело самки, после чего тела хозяина и паразита сливаются воедино (объединяются даже кровеносные системы). Тело самки в 13 раз больше тела самца. Экологический смысл этой адаптации заключается в повышении вероятности оплодотворения.

Удильщики живут в полной темноте, и иные варианты поиска «спутника жизни» реализовать крайне сложно.

Суперпаразиты – «паразиты паразитов». Существуют суперпаразиты от первого до четвертого порядка (их можно представить в виде матрешки), верхний уровень представлен бактериями или вирусами. Эту матрешку очень точно описал Дж. Свифт:

Под микроскопом он открыл, что на блохе

Живет блоху кусающая блошка;

На блошке той – блошинка‑крошка,

В блошинку же вонзает зуб сердито

Блошиночка… и так ad infinitum.

В этом случае из паразитов формируется пищевая цепь.

Различаются группы паразитов и по сложности жизненного цикла. Одни виды паразитов передаются при непосредственном контакте особей хозяина (например вирусы и бактерии, вызывающие болезни человека).

Другие паразиты перед заражением основного хозяина, в теле которого они образуют потомство, проходят через один или несколько видов промежуточных хозяев (например широкий лентец – паразит человека, но в течение жизненного цикла он проходит через стадии жизни в рачках‑циклопах и рыбах).

И, наконец, кроме паразитов, существуют еще и полупаразиты. Значительное число видов растений (в средней полосе в первую очередь из семейства норичниковых) сочетает автотрофное питание и паразитирование на корнях растений‑хозяев. При этом если каждый вид растений‑паразитов (из семейств заразиховых, повиликовых и др.

) имеет своего «персонального» хозяина, то число видов‑хозяев для одного вида полупаразита исчисляется десятками и сотнями.

В этом случае нет необходимости в тонком подстраивании метаболизма хозяина и полупаразита, как при абсолютном паразитизме, полупаразит получает от растения‑хозяина только неспецифические элементы питания.

Среди полупаразитов есть виды, наносящие вред хозяйству человека. Например погремки (Rhinanthus) при доминировании в луговых сообществах становятся основными продуцентами органического вещества.

В этом случае за счет потери энергии при переходе с одного трофического уровня на другой (см. 10.4) биологическая продукция травостоя снижается в 2‑3 раза.

Причем погремок не поедается сельскохозяйственными животными ни на пастбище, ни в сене.

В естественных экосистемах взаимоотношения «паразит – хозяин» являются одним из важных факторов поддержания экологического равновесия. Особенно велика их роль при контроле плотности популяций крупных животных, у которых нет естественных врагов‑хищников (слон, бегемот, крокодил, лев и др.). При отсутствии паразитов их отношения с жертвами могли бы быть нарушены.

В процессе длительной коэволюции (взаимоприспособления) паразитов и хозяев вырабатываются специальные механизмы, которые позволяют им устойчиво сосуществовать.

Защитные реакции хозяев могут быть следующими:

– иммунный ответ организма, т.е. возникновение биохимических реакций, которые сдерживают массовое развитие паразитов;

– сбрасывание зараженных частей (это особенно характерно для растений‑хозяев, которые сбрасывают сильно зараженные листья). В этом случае паразиты продолжают жить уже как детритофаги;

– выработка устойчивости к влиянию паразитов за счет быстрого роста здоровых тканей взамен пораженных (это имеет место при паразитировании тли);

– изоляция органов поражения как «зеленых островов» (формирование галлов у дуба, орешника и других растений после того, как насекомое‑паразитоид отложит в ткани листа яйцо);

– уменьшение плотности популяций хозяев, что снижает вероятность распространения паразита и заражения им. Зараженные животные менее подвижны и становятся более легкой добычей хищников, которые таким образом снижают долю зараженных особей в популяции;

– формирование гетерогенных популяций хозяев, в составе которых есть экотипы, устойчивые к паразитам. Эти экотипы являются основой адаптивной селекции на повышение устойчивости культурных растений к грибковым заболеваниям.

В естественных экосистемах формирование экологического равновесия между популяциями паразитов и их хозяев – нормальное явление. При этом в отличие от отношений «фитофаг – растение» или «хищник – жертва» оно возможно без третьего участника.

В силу того, что паразиты связаны с ограниченным кругом хозяев, эта связь математически описывается проще, чем связь между хищниками и их жертвами.

Во многих случаях проявляется модель Лотки–Вольтерры: плотность популяций обоих видов изменяется циклически, но пики плотности паразитов запаздывают по отношению к пикам плотности хозяев.

Ситуация изменяется в антропогенных экосистемах, особенно в сельскохозяйственных, где заражение скота паразитами может привести к гибели многих животных. Представляют опасность взаимоотношения паразитов и человека, который может заболевать гельминтозами, вызываемыми разными видами глистов, лямблиозом (при заражении простейшим – лямблией), болезнями бактериальной и вирусной природы.

Катастрофическими бывают последствия заноса паразитов в новые районы, где у их потенциальных хозяев отсутствуют механизмы защиты от паразитов. В ХХ в.

произошли ботанические катастрофы в Америке (гибель зубчатого каштана Castanea dentata от занесенного туда из Китая паразитического гриба Endothia parasitica, вызывающего «рак каштана») и Европе, где от «голландской болезни» почти полностью исчез вяз. Болезнь вызывает гриб Ophiostoma ulmi, который переносится жуком‑короедом.

К еще более серьезным последствиям привело распространение вируса «коровьей чумы» в саваннах Африки (McNaughton, 1992).

Под влиянием этого вируса, который первоначально вызвал болезни у домашнего скота, а затем поразил многие виды диких крупных копытных животных, резко снизилась нагрузка фитофагов на растительность саванны, и в первую очередь на ее древесно‑кустарниковый компонент и на его отношения с травяным покровом саванны.

Кустарники и деревья стали бурно разрастаться, подавляя травы, что увеличило количество пожаров, которые при таком сомкнутом древесном пологе стали более частыми. После пожаров деревья отрастали плохо и замещались кустарниками, корневища которых позволяли им сохраняться во время пожара.

Только в 70‑е годы, когда удалось снять влияние на экосистемы вируса «коровьей чумы», вылечив от болезни домашний скот, поставлявший паразита популяциям диких животных через выделение слюны на пастбищах, где их выпас чередовался, процесс был остановлен. Восстановилась плотность популяций животных, питающихся ветками, и соответственно восстанавился баланс между древесно‑кустарниковым и травяным компонентами экосистемы саванны, которая приобрела первозданный облик.

Есть примеры более сложных взаимоотношений «паразит – хозяин» с посредником. Так гетеротрофное растение‑паразит подъельник паразитирует на грибах, разлагающих мертвое органическое вещество, но, кроме того, по гифам микоризного гриба, как по шлангу, выкачивает питательные элементы из корней ели.

Контрольные вопросы

1. Чем паразиты отличаются от хищников?

2. Расскажите о разнообразии паразитов.

3. Какие защитные реакции против паразитов вырабатываются у хозяев?

4. Расскажите о нарушении экологического равновесия в паре «паразит – хозяин» при вмешательстве человека.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/17_19646_vzaimootnosheniya-parazit--hozyain.html

Твой Доктор
Добавить комментарий